— Ну вот, уже и до сказок добрались! — вздохнет или чертыхнется читатель. — Зачем?!

Затем что занимательные истории — хорошая оболочка для того, чтобы вставить в нее политические идеи. Особенно в случае с читателем-ребенком. Проглоченные вместе с наживкой увлекательных приключений, политические идеи улягутся на дно сознания и, вполне вероятно, повлияют на действия человека, даже и не подозревающего об источнике своих политических симпатий.

При этом я вовсе не хочу сказать, что американец Лайонел Фрэнк Баум, который написал своего «Удивительного волшебника страны Оз» в 1900 году, ставил цель вложить что-то коварное в головы российских читателей. Ниже я остановлюсь на том, что Баум, судя по его тексту, саркастично относился к американской международной политике. Однако он был американец, то есть смотрел на мир так, как смотрят американцы, заботясь прежде всего об интересах своей страны. Не уверен, что и нам надо смотреть на мир этими глазами.

Поэтому попробуем разобраться, что это за взгляд.

Попутно отметим, какие изменения в политические идеи Волшебной страны внес советский писатель Александр Волков, пересказавший на русском книгу Баума.

«Волшебник Изумрудного города» Волкова вышел в 1939 году. В 1963-м и 1964-м появились следующие две книги Волкова о Волшебной стране — «Урфин Джус и его деревянные солдаты» и «Семь подземных королей», которые являются самостоятельными произведениями, хотя используют некоторые мотивы Баума из его книг о стране Оз. Еще более свободны от влияния Баума две последующие книги Волкова о Волшебной стране: «Огненный бог Марранов» (1968) и «Желтый туман» (1970). Сам Баум, напомним, в период с 1900 по 1919 год написал четырнадцать книг о стране Оз.

(Чтобы не запутывать читателя, мы будем называть персонажи так, как они названы у Волкова. Страной Оз мы для простоты называем всю волшебную страну, хотя у Баума поначалу это область, где правит Оз — он же Гудвин у Волкова. А вот цитаты, кроме оговоренных случаев, будем давать по книге Баума. Чтобы показать, что именно ему принадлежат основные политические идеи книг о волшебной стране.)

Волков вставил в послесловие к «Волшебнику Изумрудного города» следующую тираду:

«Выдуманная Баумом волшебная страна и родина Гудвина, и вообще весь мир, в котором живут и действуют герои его сказок, — всё это очень похоже на знакомый писателю капиталистический мир, где благополучие меньшинства строится на эксплуатации, обмане большинства. Потому-то и Гудвин видел в обмане жителей волшебной страны единственный способ своего спасения».

С этим можно и согласиться. Однако нам кажется, что истории, происходящие в стране Оз, в первую очередь характеризуют не сами США, а отношения США со своими полу- и неоколониями.

Ведь лейтмотив книг Баума, перешедший и в книги Волкова, следующий: в стране Оз, находящейся на низком уровне технологического развития, политический порядок перманентно наводят представители Соединенных Штатов Америки. Они, собственно, и заправляют всем в этой стране.

Американцы принимают активное участие в свержении прежних правителей (вернее, правительниц) страны Оз. Эти правительницы названы злыми колдуньями, хотя они мало чем отличаются от американского правителя Гудвина (см. ниже). Разве что колдовские умения у них подлинные, а не сфальсифицированные, как у Гудвина.

Впрочем, Баум и не пускается в объяснения, чем плохи колдуньи:

«Много лет она держала в рабстве Жевунов, заставляя их трудиться на нее день и ночь. Но теперь они получили свободу».

Он даже не считает нужным сообщить, зачем Жевуны день и ночь трудились на поработительницу.

Волкову приходится добавлять от себя:

«Она приказывала нам ловить пауков и летучих мышей, собирать лягушек и пиявок по канавам. Это были её любимые кушанья…»

Вдобавок Жевуны неплохо одеты и, судя по тому, что предложили взять Элли в дорогу кучу еды, не голодают.

И с жилищами у них все в порядке:

«За аккуратными заборами, выкрашенными в приятный голубой цвет, расстилались поля…»

Да и от жителей страны, где правит Гудвин, Жевуны отличаются разве что цветом одежды:

«Все они были одеты в зеленое и носили такие же остроконечные шляпы, что и Жевуны».

Поэтому герои не сразу понимают, что из страны рабства прибыли на территорию свободы по-американски: «Наверное, мы уже в Стране Оз, — предположила Дороти (она же Элли, — А.П.), — и скоро придем в Изумрудный Город», — «Наверное, — согласился Страшила: — В Стране Жевунов все было голубым, а здесь все зеленое».

Но раз добрая волшебница сказала, что Жевуны жили «в рабстве», значит, в рабстве. Спорить нечего, надо рабство свергать и устанавливать свободу.

Мигуны также живут «в рабстве» у другой злой колдуньи и опять же Баум не сообщает, в чем это рабство состоит. Разве что колдунья посылает полтора десятка Мигунов защищать страну от внешнего, возглавляемого американкой вторжения, но Мигуны разбегаются от одного рыка Трусливого Льва.

Вместо этих злых колдуний американцы расставляют во главе территорий преданных им существ. В этом, очевидно, и состоит приход цивилизации:

«В цивилизованных странах нет ни волшебников, ни чародеев, ни колдунов, но до нас цивилизация не дошла», — говорит добрая волшебница при первом появлении Элли в Волшебной стране.

Причем правителем Изумрудным города Страшилу назначает Гудвин, а вот Железного Дровосека «освобожденные» от Бастинды Мигуны сами просят править ими:

«Мигуны очень расстроились, что их освободители покидают страну. Они успели так полюбить Железного Дровосека, что начали упрашивать его остаться и стать правителем Страны Мигунов».

*

Все это на удивление хорошо напоминает процесс т.н. Цветных революций. Хотя удивляться тут нечего: если идея работает, американские политики будут использовать ее снова и снова — от времен Баума и до наших дней. Причем первой попыткой Цветной революции можно считать лондонское восстание 1780 года, которое случилось как раз в разгар американской Войны за независимость.

(События эти Чарльз Диккенс описал в романе «Барнеби Радж»).

Толпа, вдруг озаботившаяся отменой дискриминации в отношении католиков, под руководством шотландского аристократа Джона Гордона нападала на членов парламента, совершала погромы, поджоги и грабежи в отношении лондонских католиков. Затем были разгромлены все лондонские тюрьмы, а заключенные освобождены. Предполагался захват банков и складов оружия. Король ввел в Лондон войска, и революция была подавлена. Многие современники считали, что за спиной Гордона стояли американцы и противники англичан французы (подробнее Юрий Емельянов. Первая в мире цветная революция, интернет-газета «Столетие». 29.04.2014).

*

В целом же жители страны Оз представляют собой идеальный материал для создания сырьевой колонии. Ибо социально они совершенно разобщены. У них нет никаких внутренних общественных структур, каждый живет сам по себе, заботясь лишь о собственном пропитании. Задачу безопасности они решают за счет подчинения явившейся извне сильной руке. Поэтому американцам достаточно свергнуть прежнего правителя и посадить своего, чтобы получить контроль за страной Оз.

Этот принцип обеспечения безопасности формулирует А.Волков, добавив еще и нежелание участвовать в финансировании своего государства:

«Оставайтесь с нами! — просили его (Железного Дровосека, — А.П.) мигуны. — Мы так беспомощны и робки. Нам нужен государь, который мог бы защитить нас от врагов. Вдруг на нас нападёт какая-нибудь злая волшебница и снова поработит нас! Мы очень просим вас!.. — Подумайте и о том, как удобен такой правитель: он не ест, не пьёт и, значит, не будет обременять нас налогами».

Александр Волков, вероятно, держал в голове, что рано или поздно Волшебная страна должна прийти к коммунизму, поэтому придал ее жителям некоторую социальную организацию, которой нет у Баума, и с которой они, по Марксу, могут стартовать в светлое будущее. Так у Жевунов в книге Волкова появляется старшина, который предлагает Элли стать их повелительницей. У Мигунов вышедшие из толпы «три седобородых старика», которые просят Дровосека стать их государем, очевидно, также являются старшинами-старейшинами.

В книге «Семь подземных королей» Волков рисует социальную революцию, произошедшую в среде подземных жителей. У Баума в четырех его книгах действует злой король гномов Руггеро, который постоянно норовит напасть на страну Оз и теряет свою злобность только вместе с памятью, напившись из Источника Забвения. У Волкова в подземном царстве установлена своего рода конституционная монархия: на престоле друг друга циклически сменяют семь королей, пока правит один, остальные шесть со своими свитами в целях экономии пребывают во сне, напившись волшебной воды. Когда в дела подземной страны вмешиваются американцы Элли и Фред, они в итоге усыпляют всех королей сразу, при пробуждении же королям внушают, что они не короли, а представители рабочих профессий.

Народ выдвигает лидера, который правит совместно с советом старейшин — их, как мы помним, Волков внедрял еще в первой своей книге. По вопросу переселения на поверхность земли устраивается всенародный митинг. В результате «народ сам решил все важные вопросы».

«Так в Стране Подземных рудокопов совершился самый большой переворот в ее истории…

Слово взял один из рудокопов:

«Эх, ребята, о чем говорить? Неужели для себя не поработаем? Ведь это не то что при королях спину гнуть…»»

Фрэнк Баум с читателями, которые скоро вырастут

Введя в свои книги новую Подземную страну, Волков постарался максимально приблизить ее общественный строй к народовластию и суверенитету.

Попытался он что-то сделать и со странами, которые управлялись Страшилой и Дровосеком, хотя с ними дело было сложнее: все держалось на личной власти правителей, подданные по-прежнему не часто в государственные дела вмешивались. Но Волков старался, хотя и с переменным успехом. В «Урфин Джусе» жители Изумрудного города сознательности не проявили и не стали его защищать. А вот в «Огненном боге Марранов» уже вышли на стены, отбивая нападение врага, правда, бросились наутек, как только возникла необходимость вступить с Марранами в рукопашную схватку.

Мигуны в «Урфин Джусе» приняли активное участие в финальном разгроме его армии. Но в «Огненном боге Марранов», увы: «трудно было ожидать, чтобы Мигуны, лишённые предводителя, смогли защитить дворец. Урфин занял его без малейшего сопротивления».

Правда, затем Мигуны исправились и сформировали готовый сражаться с врагом вооруженный отряд. Словом, Волков, как мог, вел народы Волшебной страны по пути социального прогресса. Вот только по-прежнему они не могли обойтись без американцев, которые и выручали всех из беды.

Так что Волкову не удалось изменить основную политическую идею, заложенную в страну Оз Баумом: свободу и продвинутые технологии разносят по окружающему миру Соединенные Штаты Америки.

Стоит добавить, что Александр Волков мог своими глазами наблюдать за внедрением американских продвинутых технологий в советскую страну. В 30-е годы XX века именно американские корпорации приняли активное участие в создании советской индустрии. Правда, к рычагам политической власти, в отличие от страны Оз, они подпущены не были.

Волков, должно быть, подразумевал, что американский пролетариат, представленный в его книгах одноногим моряком Чарли Блеком, вскоре возьмет власть в США в свои руки, вот как подземные рудокопы, и установится Всемирная Советская Республика. И, наверное, ни сам Волков, ни советские читатели его книг не осознавали: никакой революции в США не будет именно потому, что там пользуются рецептами Баума — приводят к власти в других странах нужные политические режимы, а затем, как целое, богатеют за счет этих стран.

А ведь уже в 1935 году в вышедшем 27 томе собрания сочинений Маркса и Энгельса Волков мог прочесть следующие строки Энгельса и применить их к Америке:

«Вы спрашиваете меня, что думают английские рабочие о колониальной политике? То же самое, что они думают о политике вообще. Здесь нет рабочей партии, есть только консервативная и либерально-радикальная, а рабочие преспокойно пользуются вместе с ними колониальной монополией Англии и её монополией на всемирном рынке» (письмо Ф.Энгельса К.Каутскому от 12 сентября 1882 г).

То есть для того чтобы одноногий моряк Чарли Блек устроил социалистическую революцию в США, ему следовало запретить вмешиваться в политические процессы страны Оз.

Сам Лайонел Фрэнк Баум вполне отдавал себе отчет в том, что колониальное господство чистыми руками не устанавливают.

Поэтому, как мы уже отметили, в «Удивительном волшебнике страны Оз» звучат явные саркастические ноты, вызванные, очевидно, осведомленностью Баума относительно принципов международной политики США.

В самом деле, Гудвин, как бог, падает прямо с небес на голову аборигенам и, пользуясь явным технологическим превосходством, устанавливает свою власть над Изумрудным городом. Власть в этом «граде на холме» поддерживается при помощи надетых на всех его жителей очков с зелеными стеклами.

Горожане уверены, что город изукрашен не стекляшками, а настоящими изумрудами и гордятся своим благополучием. (Мне это напоминает то, как для сравнения уровня развития стран оперируют показателем валового внутреннего продукта (ВВП). Несмотря на свое название, ВВП только косвенно характеризует объем промышленного производства и определяется суммой всех продаж внутри страны. Одна и та же акция, перепроданная десять раз, дает в ВВП десятикратный вклад).

Для поддержания власти Гудвин использует в виде своих ипостасей несколько картонных чучел. Огромная голова изображает, очевидно, интеллектуальное превосходство американского режима, чудовище и огненный шар — его военную мощь, а русалка — это, видимо, аналог американской индустрии развлечений. С реальной же военной мощью Изумрудного города дела обстоят плачевно.

Отправившись завоевывать страну Мигунов, Гудвин был разбит наголову. Поэтому в дальнейшем прибег к методу натравливания одних жителей страны Оз на других, послав Элли с командой сражаться с правительницей Фиолетовой страны Бастиндой. При этом в награду он посулил выполнить все желания Элли и ее друзей, совершенно не собираясь этого делать. Когда все же пришлось этим заняться, он даровал жаждущим наград то, что у них и так было, сопроводив дары яркими эмблемами.

Устав от забот, связанных с управлением Изумрудным городом — «Мне надоело быть обманщиком» — Гудвин отбывает назад в США, оставив своим наместником Страшилу — чучело с соломенными мозгами.

«Оз (Гудвин, — А.П.) объявил жителям Изумрудного Города, что собирается в гости к старшему брату, живущему за облаками…

«В мое отсутствие вами будет править Страшила. Слушайтесь его, как вы слушались меня».

Горожане вспоминали его с любовью и говорили:

— Оз всегда был нашим другом. Он построил для нас прекрасный Изумрудный Город, а когда решил нас покинуть, оставил правителем Мудрого Страшилу…

Теперь Изумрудным Городом правил Страшила, и, хотя он не был ни волшебником, ни мудрецом, горожане очень им гордились.

Одна из знаменитых илл. к книге Баума. Автор: W.W.Denslow

«Нет другого города на земле, — говорили они, — где правителем был бы набитый соломой и отрубями человек»…

— Не так уж нам и не повезло, — изрек новый правитель. — Дворец и Изумрудный Город принадлежат нам, и мы можем делать все, что нам заблагорассудится. Когда я вспоминаю, что еще совсем недавно торчал в поле на шесте и отпугивал ворон от кукурузы, а теперь правлю прекрасным городом, то радуюсь своей судьбе».

Страшила, естественно, предан своим американским покровителям, выведшим его из грязи в князи, и озабочен, в первую очередь, их интересами: он сразу же отправляется вместе с Элли к волшебнице Стелле, перепоручив кому ни попадя управление Изумрудным городом.

Но как бы ни иронизировал Баум, а США стали в конце XX века единственным мировым гегемоном, главным образом благодаря методам Гудвина Великого и Ужасного. По его же лекалам происходил и распад Советского Союза. Поколение, выросшее на сказках про страну Оз, ждало, что вот сейчас техасские мальчики научат их уму-разуму и они заживут припеваючи.

Причем Советский Союз активно проникал в государства развивающегося мира, оказывая им экономическую помощь. Однако в голову мне не приходит ни одна связанная с этим захватывающая книжная или кинематографическая история. Более того, в постнебрежневские времена бытовало мнение, что мы кормим развивающийся мир, вырывая куски у себя изо рта. А ведь если действовать по принципу Мигунов или Жевунов «моя хата с краю», то рано или поздно на голову обязательно свалится какой-нибудь Гудвин.

Современная Россия старается восстановить свое присутствие на земном шаре. Полагаю, без этого ей не удастся отстоять достойное место в грядущем миропорядке, а также обеспечить достойный уровень жизни своим гражданам. Думаю, российским писателям и кинематографистам стоило бы идеологически поддержать это российское проникновение. Вот как это сделал для США Лайонел Фрэнк Баум сто двадцать лет тому назад.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: